Профориентационная работа с дошкольниками
01.10.2020
Профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на
оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене)
профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути.
Такой комплекс мер
разработан в ДОУ и реализуется специалистами и педагогами через различные виды
совместной деятельности с детьми дошкольного возраста: (целевые экскурсии,
игры, беседы, встречи с интересными людьми и т. п.).
Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются
составляющими ранней профориентации, целью которой является дополнительное
профессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:
дать
ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
сформировать
у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному
миру;
предоставить
возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы
позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную
сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
На практике ранняя
профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации
заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств,
методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей,
направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и
склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме
того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для
родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной
образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
Цель проекта: выстраивание в образовательном учреждении
целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации
детей.
Задачи проекта:
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
§
расширять
и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и
нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
§
расширять
и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей
выполнение трудовых функций человека;
§
формировать
первоначальные представления о труде как экономической категории;
§
формировать
представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами
художественной литературы;
§
систематизировать
знания о труде людей в разное время года;
§
знакомить
с трудом людей рабочих профессий.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
§
расширять
и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с
удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание
вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную
и государственную значимость, представления о труде как экономической
категории);
§
расширять
и систематизировать представления о современных профессиях;
§
расширять
представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
§
расширять
представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках
человека;
§
формировать
представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов
питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля,
образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Ресурсное обеспечение
проекта
Материально-техническое
обеспечение:
РППС в групповых комнатах (в т.ч. центры
сюжетно-ролевых игр, игровые сюжетные модули);
мультимедийные
средства, презентации (в т.ч. видео);
художественная
литература, папки с иллюстрациями и картинами, фотоальбомы.
Реализация проекта
осуществляется с участием социальных партнеров:
общеобразовательная
школа № 12
библиотека №
5 им. С.Я. Маршака
центр
развития ребенка «Умка»
музыкальная
школа № 1
театр
Марины Тарасовой
ГИБДД, Пожарная
часть ЗПЧ-24
Проект реализуется с 1 сентября по 31 мая каждого учебного года.
Ожидаемые результаты
реализации проекта
Реализация
обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования
достичь следующих результатов:
- ребенок
знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет
профессии разных сфер экономики;
- различает
профессии по существенным признакам;
- называет
профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет
структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия,
результат);
- объясняет
взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет
роль труда в благополучии человека;
- имеет
представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует
в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует
в посильной трудовой деятельности взрослых;
-
положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
-
демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.