МБДОУ № 60 ДООП - 2024

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД № 60 «РАДУГА»
(МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 60 «Радуга»)

УТВЕРЖДЕНА

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом
МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад № 60 «Радуга»

Заведующий МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад № 60 «Радуга»

Протокол № 3
от 04 апреля 2024 года

_________ / М.Н. Чурак
Приказ № 138
от 04 апреля 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка изодеятельности «ФАНТАЗИЯ»

Направленность - художественная
Срок реализации программы - 3 года
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень – многоуровневая (долгосрочная)
состоит из стартовый, стартовый, базовый
Возраст обучающихся - от 4 до 7 лет
Составитель: Ващенко Галина Николаевна
педагог дополнительного образования

г. Керчь
2024г.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы
1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи Программы

9

1.3.

Воспитательный потенциал Программы

12

Содержание программы
1.4.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СОЖЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

13
13
17

1.5.

Планируемые результаты

20

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график

22

2.2.

Условия реализации Программы

24

2.3.

Формы аттестации и контроля

27

2.4.

Список литературы (для педагога, детей и родителей)

28

Раздел 3. Приложения
3.1.

Оценочные материалы

29

3.2.

Методические материалы

31

3.3.

Календарно - тематическое планирование

34

3.4.

Лист корректировки

36

3.5.

План воспитательной работы

37

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ФАНТАЗИЯ» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
 2. Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
 3. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
 4. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
 5. Стратегией научно-технологического развития Российской
Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от
01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции);
 6. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
 7. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»(в действующей редакции);
 8. Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
 9. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
 10. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
3

 11. Приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);
 12. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
 13. Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2020 г. №
189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных
(муниципальных)
услуг
в
социальной
сфере»
(в действующей редакции);
 14. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 15. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 16. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
 17. Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
 18. Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
 19. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
 20. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 21. Приказом Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей
обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики
Крым»;
 22. Приказом Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
4

 23. Распоряжением Совета министров Республики Крым от
11.08.2022г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования
детей до 2030 года в Республике Крым»;
 24. Постановлением Совета министров Республики Крым от
20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в
социальной сфере при формировании государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере на территории
Республики Крым»;
 25. Постановлением Совета министров Республики Крым от 17.08.2023
г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных
социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере,
отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и
Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям
исполнительных органов Республики Крым»;
 26. Постановлением Совета министров Республики Крым от 31.08.2023
г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
 27.
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые),
разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» и АНО дополнительного профессионального
образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
 28. Письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
 29. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с
обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
 30. Письмом Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
5

минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
 31. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
32. Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения города Керчи республики Крым «Детский сад № 60 «Радуга»;
33. Локальные акты образовательной организации:
- Положение о дополнительном образовании воспитанников в МБДОУ г.
Керчи РК «Детский сад №60 «Радуга», утвержденное приказом от 30.08.2022 №
281.
Программа является модифицированной и составлена на основе
парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников
Погодина С.В. «Шаг в искусство», рекомендованной Министерством
просвещения РФ.
Направленность Программы «Фантазия» - художественная. В ходе ее
реализации развивается художественная одаренность детей, творческие
способности, формируется индивидуальное творческое воображение и
эстетическое восприятие окружающего мира, что в целом способствует
формированию гармонично развитой личности.
Содержание Программы направленно на развитие индивидуальных
творческих способностей у детей дошкольного возраста, их склонности к
творчеству.
Актуальность Программы заключается в том, что в процессе ее
реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные
способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Поэтому
необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития
творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность,
непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.
Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой
маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя
незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская
деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,
6

реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в
детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная
деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное
творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.
Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя
окружающий мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в
дошкольном образовательном учреждении чаще сводится лишь к
традиционным способам передачи полученной информации стандартным
набором изобразительных материалов. Но, учитывая огромный скачок
умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для
развития творческих способностей. Задача педагога – научить детей
манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами,
использовать нетрадиционные способы изображения.
Новизна Программы заключается в целенаправленной деятельности по
обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности,
необходимым для дальнейшего развития детского творчества. В процессе
обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения
формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции,
декоративной стилизации форм. В системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития детского художественного
творчества. Достоинством таких техник является универсальность их
использования.
Отличительные особенности Программы в том, что программа
ориентирована
на
применение
широкого
комплекса
различного
дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой
предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами
изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной
познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному
искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов
учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Педагогическая целесообразность Программы объясняется тем, что
процесс обучения нетрадиционным техникам рисования довольно прост и
доступен многим дошкольникам. Нетрадиционные техники рисования дают
толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность
детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не
только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового
материала и нестандартных изо техник. Все занятия носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник развивает
уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей
7

свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и
решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными,
природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время
работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность
в своих творческих возможностях.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 4
лет до 7 лет.
Объём Программы. Программа рассчитана на 3 года, 36 недель. Общее
количество часов, необходимых для освоения программы составляет 180 часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 3 года.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень
обучения

Год
обучения

Количество
учащихся в
группе

Количество
часов в
неделю

Объем
программы

Возраст
учащихся

стартовый

1-й год

15человек

1 час

36 часов

4 – 5 лет

стартовый

2-й год

15человек

2 часа

72 часа

5 – 6 лет

стартовый

3-й год

15человек

2 часа

72 часа

6 – 7 лет

Уровень Программы – стартовый.
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение
некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения практических
знаний, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки обучающихся.
Наполняемость в группе составляет 15 человек. Состав группы –
постоянный.

8

Режим занятий.
Занятия проводятся согласно расписанию
первый год обучения 1 час в неделю, 36 часов в год,
второй год обучения 2 часа в неделю, 72 часа в год,
третий год обучения 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Академический час:
- средняя группа -20 минут,
- старшая группа -25 минут,
- подготовительная группа -30 минут.

1.2.

Цель и задачи Программы

Основная цель программы – развитие художественных способностей и
творческой активности дошкольников, раскрытие творческого потенциала
обучающихся.
Цель первого года обучения - развитие художественно – творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
через
использование
нетрадиционных техник рисования.
Задачи первого года обучения:
Обучающие задачи:
1. Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник
рисования.
2. Познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами
изображения с использованием различных материалов.
3. Учить смешивать цвета, получая различные оттенки, используя для этого
разные способы.
4. Учить использовать в процессе рисования такие выразительные средства
как: точку, линию, штрих, пятно.
Развивающие задачи:
1. Формировать умение смешивать цвета разными способами.
2. Развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение
прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных
линий.
3. Формировать чувство цвета, формы, композиционные умения.
4. Развивать художественно – творческие способности детей.
Воспитательные задачи:
1. Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.
9

2. Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и
инструментами.
Цель второго года обучения - развитие и совершенствование навыков и
умений в изобразительном творчестве, через использование нетрадиционных
техник рисования.
Задачи второго года обучения:
Обучающие задачи:
1. Закреплять умение работать с различными изобразительными
материалами, инструментами и художественными техниками.
2. Учить получать различные оттенки в результате смешения цветов.
3. Знакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия
горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика),
композиционный центр.
4. Учить детей элементарному рисованию с натуры.
5. Учить выполнять простые элементы декоративных росписей.
6. Учить выделять в предметах сложной формы более простые.
7. Учить составлять элементарную сюжетную композицию.
Развивающие задачи:
1. Формировать умение пользоваться палитрой для получения оттенков.
2. Развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение
прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и
смешанных линий.
3. Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: гармония,
цветовой круг, колористическая гамма, лессировка, свет, тень,
перспектива, отражение.
4. Развивать память, воображение.
Воспитательные задачи:
1. Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.
2. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными
материалами и инструментами.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умения радоваться своим успехам и
успехам других.
4. Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по
словесной инструкции педагога.
Цель третьего года обучения - приобщение к созданию рисунков и объемных
изображений с помощью карандаша, красок, пластилина и других материалов.
Задачи третьего года обучения:
Обучающие задачи:
10

1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.
9.

Совершенствовать умение работать с различными изобразительными
материалами, инструментами и художественными техниками.
Совершенствовать умение получать различные оттенки в результате
смешения цветов.
Закреплять умение работать с цветовым кругом, определять цветовые
гармонии.
Продолжать учить приёмам рисования.
Продолжать учить создавать с помощью (точки, линии, штриха, пятна)
различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные,
абстрактные).
Продолжать формировать композиционные умения в процессе усвоения
закономерностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия
(асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр,
перспектива, светотень.
Продолжать учить рисованию с натуры.
Продолжать учить выделять в предметах сложной формы более простые.
Учить сюжетному рисованию.

Развивающие задачи:
1. Закреплять умение пользоваться палитрой для получения оттенков.
2. Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек,
различных по форме и характеру; проведение прямых, волнистых,
изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий в различных
комбинациях и композициях.
3. Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.
4. Развивать: наглядно образное мышление; наглядно-действенное мышление
в процессе создания образов.
5. Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: рефлекс;
орнамент; перспектива: линейная, воздушная; глубина; пространство;
фактура; строение.
6. Развивать память, воображение.
Воспитательные задачи:
1. Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.
2. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными
материалами и инструментами.
3. Воспитывать умение договариваться во время создания коллективной
работы.
4. Воспитывать умение радоваться достижениям других и сопереживать их
неудачам, формировать чувство взаимопомощи.
5. Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по
словесной инструкции педагога.
6. Воспитывать эстетическое отношение к процессу рисования.

11

1.3.

Воспитательный потенциал Программы

Цель воспитательной работы – обеспечить системное педагогическое
сопровождение личностного развития детей, создающее условия для
реализации
их
субъектной
позиции,
формирования
гражданских,
патриотических и нравственных качеств, развития их способностей и
одарённостей через реализацию воспитательного потенциала Программы.
Реализация воспитательного потенциала Программы предполагает
решение четырех групп воспитательных задач.
Первая группа– способствовать нравственному самоопределению ребёнка,
помочь ему ответить на главные в жизни вопросы: каким мне быть и каким
должен быть проект моего будущего существования? Со стороны педагога
необходима реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы
с воспитанником, ориентированных на идеальное представление о
нравственном облике современного человека, на формирование
гражданской идентичности и патриотических чувств.
Вторая группа воспитательных задач предполагает педагогическое
сопровождение социального выбора и помогает ребёнку ответить на
вопросы: с кем быть, как строить отношения с людьми, как обеспечить свое
участие в улучшении окружающей жизни? Дополнительное образование
позволяет ребёнку приобрести новый для него социальный опыт.
Третья группа воспитательных задач предполагает педагогическое
сопровождение профессионального выбора, помогает ребёнку ответить на
вопрос: кем быть?
Четвертая группа воспитательных задач предполагает педагогическое
сопровождение овладения ребёнком нормами общественной жизни и
культуры, помогает ему ответить на вопрос: что такое красота жизни и
искусства?
Воспитательная составляющая Программы:
 овладение культурой своего народа, культурой народов, проживающих в
Республике Крым;
 создание условий для реализации творческого потенциала детей в
художественной деятельности;
 организация совместных творческих акций с детьми.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной
направленности нацелена на раскрытие творческого потенциала ребенка и дает
ему незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по
законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к
отечественной и мировой художественной культуре.
Для решения реальных проблем сообщества страны, обучающиеся
привлекаются к получению знаний, через включение в коллективные
общественно полезные практики и мероприятия. Ежегодно обучающиеся
принимают участие в городских творческих конкурсах.
Подробный перечень мероприятий отражен в Плане воспитательной
работы кружка на учебный период в Приложении 3.5.
12

1.4. Содержание Программы
Таблица 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебно-тематический план первого года обучения(4-5 лет)
№
занятия

Содержание
занятий в плане

Количество часов
всего

теория практика

Формы аттестации
и контроля

Осень
1

Вводное занятие. ТБ

1

1

-

2

Проба работы простым карандашом

1

-

1

Педагогическое
наблюдение
Творческое задание

3

Гуашь, три основных цвета

1

-

1

Творческое задание

4

2

-

2

Творческое задание

1

-

1

Творческое задание

6

Рисунок осенних листьев
Неживая природа
«Небо и облака»
«Гроза»

1

-

1

Творческое задание

7

«Дождь и лужи»

1

-

1

Творческое задание

8

«Осеннее дерево»

2

1

1

Творческое задание

9

«Овощи и фрукты» натюрморт

2

1

1

Творческое задание

5

Зима
10

«Корзина с грибами»

2

1

1

Творческое задание

11

«Калина под снегом»

2

-

2

Творческое задание

12

«Новогодние шары»

2

-

2

Творческое задание

13

«Снежинки, снеговик»

1

-

1

Творческое задание

14

«Снегирь»

2

-

2

Творческое задание

15

«Дикие животные»

2

-

2

Творческое задание

16

«Сосульки»

1

-

1

Творческое задание

Весна
17

«Портрет весны»

1

-

1

Творческое задание

18

«Первоцветы»

1

-

1

Творческое задание

19

«Плывет кораблик»

2

-

2

Творческое задание

20

«Рыбки в пруду»

1

-

1

Творческое задание

21

«Космос»

1

-

1

Творческое задание

22

«Мой город»

1

1

Творческое задание

23

«На лугу»

1

1

Творческое задание

13

24

«Цветущий сад»

1

1

Творческое задание

25

«Открытка к празднику»

1

1

Творческое задание

26

«Насекомые»

2

2

Творческое задание

Итого часов

36

4

32

Учебно-тематический план второго года обучения(5-6 лет)
№
занятия

Содержание
занятий в плане

Количество часов
всего

теория практика

Формы аттестации
и контроля

Осень
Педагогическое
наблюдение

1

Вводное занятие. ТБ

1

1

2

Диагностика

1

1

3

«Краски лета»

2

2

Творческое задание

4

«Море»

2

2

Творческое задание

5

«Насекомые»

2

2

Творческое задание

6

«Фрукты»

2

2

Творческое задание

7

«Овощи»

2

2

Творческое задание

8

«Осенний букет», «Астры»

2

2

Творческое задание

9

«Осенние листья»

2

2

Творческое задание

10

«Осеннее дерево

2

2

Творческое задание

11

«Животный мир»

2

0.5

1.5

Творческое задание

12

«Осенний пейзаж»

2

0,5

1,5

Творческое задание

13

«Грибы»

1

-

1

Творческое задание

14

«Чудесные кляксы»

1

-

1

Творческое задание

-

Тестовые задания

Зима
15

«Снежные горы»

2

0,5

1,5

Творческое задание

16

«Новогодний сувенир»

2

0,5

1,5

Творческое задание

17

«Новогодняя елочка»

2

0,5

1,5

Творческое задание

18

«Морозные узоры», «Снежинки»

1

-

1

Творческое задание

19

«Рукавички»

1

-

1

Творческое задание

20

«Льды», «Айсберг»

2

-

2

Творческое задание

21

«Северное сияние»

2

-

2

Творческое задание

22

«Животные севера»
(белый медведь, морж, пингвин)

4

-

4

Творческое задание

14

23

«Пустыня», «Барханы», «Колючки»

1

-

1

Творческое задание

24

«Верблюд»
«Змея», «Ящерица», «Посуда»
(декоративное творчество)

2

-

2

Творческое задание

5

1

4

Творческое задание

25

Весна
26

«Открытка для мамы»

2

-

2

Творческое задание

27

«Сказочная птица»

2

0,5

1,5

Творческое задание

28

«Весенний лес»

2

0,5

1,5

Творческое задание

29

«Растительный мир»
(цветы и травы)

2

0,5

1,5

Творческое задание

30

«Космос»

2

0,5

1,5

Творческое задание

31

«Мой город»

2

0,5

1,5

Творческое задание

32

«Насекомые» (бабочка, жук)

4

-

4

Творческое задание

33

«Куст сирени»

2

-

2

Творческое задание

34

«Праздничный салют»

2

-

2

Творческое задание

35

«Птицы на ветке»

2

-

2

Творческое задание

36

«Рыбки в пруду»

2

-

2

Творческое задание

72

8

64

Итого часов

Учебно-тематический план третьего года обучения(6-7 лет)
№
занят
ия

Содержание
занятий в плане

Количество часов
всего

Формы аттестации и
контроля
теория практика

Осень
1

Вводное занятие. ТБ

1

1

-

2

1

1

-

1

-

1

Тестовые задания

5

1

4

Творческое задание

5

Диагностика
Выполнение линий: прямая,
волнистая, зигзаг.
«Неживая природа»
( небо, море, земля)
«Фрукты, овощи с натуры»

Педагогическое
наблюдение
Тестовые задания

3

3

Творческое задание

6

«Кленовый лист»

2

2

Творческое задание

7

«Ветка калины»

2

2

Творческое задание

8

«Грибная поляна»

2

1,5

Творческое задание

9

«Осенняя картина»

3

3

Творческое задание

10

«Лесные звери» (ёж, лиса, заяц)

6

5

Творческое задание

3
4

15

0,5

1

Зима
11

«Птицы» (воробей, ворона)

4

4

Творческое задание

12

«Игрушки на ёлку»

2

2

Творческое задание

13

«Хоровод у ёлки»

2

2

Творческое задание

14

«Снеговик»

2

2

Творческое задание

15

«Лесные звери» (медведь, лиса)

4

4

Творческое задание

16

«Пушистые картинки» (кошка)

2

2

Творческое задание

17

«Зимний лес»

2

2

Творческое задание

18

«Зимняя одежда»

2

2

Творческое задание

19

«Северное сияние»

2

2

Творческое задание

Весна
20

«Портрет весны»

2

2

Творческое задание

21

«Ветка мимозы»

2

2

Творческое задание

22

«Подснежники»

2

2

Творческое задание

23

«Березки»

2

2

Творческое задание

24

«Космическая фантазия»

2

2

Творческое задание

25

«Чудо-писанки»

2

2

Творческое задание

26

«Черепаха»

2

2

Творческое задание

27

«Витраж»

2

2

Творческое задание

28

«Открытка к празднику»

2

2

Творческое задание

29

«Волшебные цветы» (салют)

2

2

Творческое задание

30

«Цветущий сад»

2

2

Творческое задание

31

«Морская фантазия»

2

2

Творческое задание

Итого часов

72

16

4,5

67,5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Первый год обучения (4-5 лет)
№

Тема занятия

часы

Программные задачи
Правила техники безопасности. Постановка
задач на год.
Знакомство с вертикальной, горизонтальной,
волнистой и наклонной линиями. Штриховка
(вертикальной и горизонтальной линиями).
Цвет (теплый, холодный). Цветовое пятно.
Заполняют полосу с главными цветами, затем
овалы (красный, желтый, синий).
Рисование листьев клена, дуба. Форма, цвет
(отличительные признаки).
Изображение двух разнохарактерных
подмалевок в технике «по сырому»: на одном
листе произвести смешение светлых, на другом
– темных или контрастных цветов

1

Вводное занятие. ТБ

1

2

Проба работы простым
карандашом

1

3

Гуашь, три основных цвета

1

4

Рисунок осенних листьев

2

5

Неживая природа
«Небо и облака»

1

6

«Гроза»

1

7

«Дождь и лужи»

1

8

2
2

Натюрморт с натуры

10
11
12
13

«Осеннее дерево»
«Овощи и фрукты»
натюрморт
«Корзина с грибами»
«Калина под снегом»
«Новогодние шары»
«Снежинки, снеговик»

Выполнение работы воск + акварель передать
образ дождя
Передача в рисунке формы, очертания

2
2
2
1

14

«Снегирь»

2

15
16

«Дикие животные»
«Сосульки»

2
1

17

«Портрет весны»

1

18
19
20
21
22
23
24
25
26

«Первоцветы»
«Плывет кораблик»
«Рыбки в пруду»
«Космос»
«Мой город»
«На лугу»
«Цветущий сад»
«Открытка к празднику»
«Насекомые»

1
2
1
1
1
1
1
1
2

Комбинированная техника печать +аппликация
Рисование пальчиковой техникой
Рисование воздушным шариком
Рисование солью
Пошаговый алгоритм изображения птицы,
картинка с изображением снегиря.
Пошаговый алгоритм изображения животного
Аппликация + соль
Творческое задание с элементами знакомых
техник
Аппликация
Комбинированный рисунок +аппликация
Масляная пастель + акварель
Монотипия + печать
Знакомство с перспективой
Комбинированное рисование
Рисование тычком
Конструирование
В технике монотипия

9

Выполнить работу в технике диатипия (печать)

17

Второй год обучения (5-6 лет)
№

Тема занятия

часы

Программные задачи

1

Вводное занятие. ТБ

1

2

Диагностика

1

3

«Краски лета»

2

4

«Море»

2

Композиция, размещение персонажей

5

«Насекомые»

2

Выполнение в технике печать

6

«Фрукты»

2

Изображение предмета с натуры

7

«Овощи»

2

Изображение предмета с натуры

8

«Осенний букет», «Астры»

2

9

«Осенние листья»

2

10

«Осеннее дерево

2

11

«Животный мир»

2

12

«Осенний пейзаж»

2

13

«Грибы»

1

14

«Чудесные кляксы»

1

15

«Снежные горы»

2

Пластилинография

16

«Новогодний сувенир»

2

Творческое задание с элементами
знакомых техник

17

«Новогодняя елочка»

2

Аппликация торцевание

18

«Морозные узоры», «Снежинки»

1

Изображение солью, манкой

19

«Рукавички»

1

20

«Льды», «Айсберг»

2

21

«Северное сияние»

2

23

«Животные севера»
(белый медведь, морж, пингвин)
«Пустыня», «Барханы», «Колючки»

24

«Верблюд»

22

4
1
2
18

Правила техники безопасности.
Определение уровня владения
нетрадиционными техниками рисования
Декоративное рисование. Создание
беспредметных композиций, абстракции

Рисование в технике восковые мелки и
акварель
Рисование листьев, техника «Трафарет».
Пластилинография
Пошаговый алгоритм изображения
животного по схемам
Понятие пейзажа (Городской, сельский,
морской, лесной).Просмотр осенних
репродукций. Выполнение пейзажа.
Аппликация из крупы с использованием
сухих листьев
Кляксография - свободное
экспериментирование

Аппликация из ниток- обучать аппликации
из шерстяных ниток
Комбинированное рисование +
аппликация
Граттаж
Пошаговый алгоритм изображения
животного по схемам
Песочная аппликация
Стилизованное изображение с
декоративными элементами

25

«Змея»,«Ящерица»,«Посуда»
(декоративное творчество)

5

Орнамент, узор, построение предмета.

26

«Открытка для мамы»

2

Творческая деятельность

27

«Сказочная птица»

2

Витраж

28

«Весенний лес»

2

Пейзаж

29

«Растительный мир»
(цветы и травы)

2

Кляксография, пятно, графика

30

«Космос»

2

Творческое задание, композиция

31

«Мой город»

2

Перспектива

32

«Насекомые» (бабочка, жук)

4

Монотипия

33

«Куст сирени»

2

Рисование мыльной пеной

34

«Праздничный салют»

2

В технике отпечаток

35

«Птицы на ветке»

2

Рисовать по схеме

36

«Рыбки в пруду»

2

Творческое задание

Третий год обучения (6-7 лет)
№

Тема занятия

часы

Программные задачи

1

Вводное занятие. ТБ

1

2

Диагностика

1

3

Выполнение линий разного
характера: прямая, волнистая,
зигзаг.

1

4

«Неживая природа»
( небо, море, земля)

5

5

«Фрукты, овощи с натуры»

3

Натюрморт из трех предметов

6

«Кленовый лист»

2

Конструктивное рисование (акварель,
контур)

7

«Ветка калины»

2

Рисование с натуры

8

«Грибная поляна»

2

Аппликация солью, крупой

9

«Осенняя картина»

3

Творческое задание

10

«Лесные звери» (ёж, лиса, заяц)

6

Изображение животных

19

Правила техники безопасности.
Определение уровня владения
нетрадиционными техниками рисования
Выполнение работы фломастерами,
карандашами, используя горизонтальные,
вертикальные, ломаные, волнистые и
наклонные линии.
Изображение по теме различными
техниками нетрадиционного рисования

11

«Птицы» (воробей, ворона)

4

Изображение птиц

12

«Игрушки на ёлку»

2

Узор, орнамент.

13

«Хоровод у ёлки»

2

Изображение фигуры человека

14

«Снеговик»

2

В технике тычок с элементами соли

15

«Лесные звери» (медведь, лиса)

4

Изображение животных

16

«Пушистые картинки» (кошка)

2

Аппликация из ниток

17

«Зимний лес»

2

Пейзаж

18

«Зимняя одежда»

2

Аппликация из ниток

19

«Северное сияние»

2

Сухая пастель, гуашь

20

«Портрет весны»

2

Изображать черты лица

21

«Ветка мимозы»

2

Изображать в технике тычок

22

«Подснежники»

2

Изобразительные свойства гуаши

23

«Березки»

2

Рисование пластиковой картой

24

«Космическая фантазия»

2

Создавать образ звёздного неба,
используя смешение красок, набрызг и
печать, дополнять рисунок деталями
(космические корабли, планеты и т.д.);

25

«Чудо-писанки»

2

Форма, монотипия, дорисовка

26

«Черепаха»

2

Декоративное рисование, орнамент, узор

27

«Цветы»

2

Смешанные техники изображения

28

«Открытка к празднику»

2

Творческая деятельность

29

«Волшебные цветы» (салют)

2

Печать, набрызг

30

«Цветущий сад»

2

Смешанные техники изображения

31

«Морская фантазия»

2

Композиция

20

1.5.

Планируемые результаты.

К концу полного курса обучения
продемонстрируют следующие результаты.

по

Программе

обучающиеся

Реализация обучающих задач.
Обучающиеся:
 будут знать о многообразии нетрадиционных техник рисования;
 получат навыки работы с различными изобразительными материалами,
инструментами и художественными техниками;
 будут проявлять устойчивый интерес к художественному творчеству.
Реализация развивающих задач.
У обучающихся будет:
 сформировано чувство цвета, формы; композиционные умения;
 развито умение пользоваться палитрой для получения оттенков;
 сформированы навыки самостоятельной работы.
Реализация воспитательных задач.
У обучающихся будут:
 сформированы аккуратность при работе с изобразительными
материалами и инструментами;
 сформированы
усидчивость,
настойчивость,
трудолюбие,
целеустремлённость, эмоциональная устойчивость;
 развита мотивация к творчеству.
К концу полного курса обучения по Программе обучающиеся будут знать:
виды и жанры изобразительного искусства;
свойства различных художественных материалов;
правила изображения предметов с натуры и по памяти;
основы цветоведения;
К концу полного курса обучения по Программе обучающиеся будут уметь:
работать с различными художественными материалами и техниками;
раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.

21

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график регламентирует требования к организации
образовательной деятельности в учебном году по реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ГОДА

Начало учебного года: 1 сентября
Конец учебного года: 31 мая
МБДОУ работает по 5-дневной рабочей неделе
1 сентября – 29 декабря

образовательный период

30 декабря – 12 января

каникулы

2 недели

15 января – 31 мая

образовательный период

19недель

Длительность образовательного периода
 начало учебных занятий 15.45час.
окончание – не позднее 17.00 час.
 продолжительность учебного года 36 недель
 объем программы (полный курс) 180 часов
Образовательная деятельность проводится согласно расписанию.

22

17 недель

36 недель

Таблица 4
Календарный учебный график
Первый года обучения
месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Недели
обучения

1 2

3 4 5 6 7 8 9

1 1
0 1

1
2

1
3

1
4

1
5

1
6

1
7

1
8

1
9

2
0

2
1

2
2

2
3

2
4

2
5

2
6

2
7

2
8

2
9

3
0

3
1

3
2

3
3

3
4

3
5

3
6

Кол-во часов

1 1

1 1 1 1 1 1 1 1 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Формы
контроля

Стартовая
диагностика

Всего часов 36

4

Промежуточная
диагностика

4

5

4

Итоговая
диагностика

3

4

4

4

4

март

апрель

май

Второй и третий год обучения
месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Недели
обучения

1 2

3 4 5 6 7 8 9

1 1
0 1

1
2

1
3

1
4

1
5

1
6

1
7

1
8

1
9

2
0

2
1

2
2

2
3

2
4

2
5

2
6

2
7

2
8

2
9

3
0

3
1

3
2

3
3

3
4

3
5

3
6

Кол-во часов

2 2

2 2 2 2 2 2 2 2 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Формы
контроля

Стартовая
диагностика

Всего часов 72

8

Промежуточная
диагностика

8

10

8

6

23

Итоговая
диагностика

8

8

8

8

2.2.

Условия реализации Программы

Материально - техническое обеспечение: для реализации Программы
используется просторное, светлое помещение.
В помещении имеются:
Технические средства обучения
№

Наименование

Количество

Мебель
1
2
3

Шкаф
Стол детский (одноместный)
Стул детский

1 шт. (7секций)
10 шт.
10 шт.

Оборудование и материалы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Мольберт
Стаканчик для воды
Альбомы для рисования
Краски гуашь
Краски акварель
Кисточка синтетика №3
Кисточка синтетика №5
Кисточка синтетика №7
Кисточка щетина №5
Мелки восковые
Бумага цветная
Картон цветной
Пластилин
Картон белый
Мелки пастель
Карандаш простой
Палитра

4 шт.
30 шт.
50 шт.
20 наборов
20 наборов
20 шт.
20 шт.
20 шт.
20 шт.
10 наборов
30 уп.
30 уп.
20 уп.
30 уп.
10 уп.
15 шт.
25 шт.

Информационное обеспечение.
- учебные фильмы;
- журналы, книги.
Интернет – источники:
Российский общеобразовательный портал, единое окно доступа к
образовательным ресурсам. URL:http://window.edu.ru
ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и
образовательных
мероприятий,
рекомендованных
Министерством
просвещения Российской Федерации.URL:https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn-p1ai
МультиУрок – образовательная площадка.URL:https://multiurok.ru/
Образовательная социальная сеть. URL: http://nsportal.ru

24

Кадровое обеспечение.
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
соответствующий
нормам
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».

-

Методическое обеспечение.
образцы различной декоративной росписи
комплекты демонстрационных таблиц по изобразительному искусству
наглядные пособия
репродукции картин
альбомы по искусству

Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение
некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении обучающийся
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
- игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения
и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя
игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные
действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по
прямому заданию взрослого;
- эвристическое обучение позволяет подвести обучающихся, с помощью
умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения, тренинги).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно - иллюстративные (обучающиеся усваивают и воспроизводят
готовую информацию);
- репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания).

25

Методы воспитания:
- поощрение (устное, дипломы и грамоты);
- мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий.
- открытое занятие;
- творческие конкурсы.
-мастер –классы.
-творческие гостиные.
- беседа и др.
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.











Алгоритм учебного занятия:
приветствие, проверка присутствия обучающихся;
объявление темы и цели занятия;
повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
повторение пройденного материала;
объяснение нового материала;
опрос по усвоению нового материала;
практическая работа;
подведение итогов занятия;
уборка рабочих мест.

Методические материалы:
Методические разработки:
- раздаточный материал;
- разработки вопросов и заданий для устного опроса, бесед, тестов, практических
заданий.
Дидактические материалы: инструкции по ТБ, задания.
Наглядные материалы: иллюстрации, рисунки, технологические карты, схемы
изображения.

26

2.3.

Формы аттестации и контроля

Формы контроля: стартовая, промежуточная и итоговая диагностика.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в течение
всего периода обучения.
Стартовая диагностика – проводится при наборе обучающихся в группу
и в начале каждого учебного года в виде собеседования, в целях изучения
отношения обучающегося к выбранной деятельности, его способности в этой
области, о также изучаются личные качества ребенка.
Формы промежуточного контроля: открытые занятия, выставки (в т.ч.
персональные), конкурсы.
Формы итогового контроля: тематическая выставка, изучение
персональных творческих портфолио каждого ребенка.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты оценки
достижений обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в
которой отражает уровень освоения обучающимися Программы. Так же
подтверждением успешной реализации Программы являются грамоты, дипломы,
протоколы соревнований, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Успешной реализации Программы должны способствовать различные виды
групповой и индивидуальной работы: открытое занятие, творческие конкурсы,
мастер-классы, творческие гостиные, беседа и др.

27

2.4. Список литературы
Литература для педагогов:
1. Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по
изобразительному творчеству дошкольников. – М.: ВАКО, 2015. – 144с –
(Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Погодина С.В. Шаг в искусство. Методические рекомендации по
реализации программы. – М.: ВАКО, 2016. – 128с.
3. Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок
«Неживая природа». – М.: ВАКО, 2016. – 192с.
4. Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок
«Животный мир». – М.: ВАКО, 2016.- 208с. -(Дошкольники: учим,
развиваем, воспитываем).
5. Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок
«Растительный мир». – М.: ВАКО, 2016.-160 с.- (Дошкольники: учим,
развиваем, воспитываем).
6. Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Мир
человека». – М.: ВАКО, 2016.-128 с. -(Дошкольники: учим, развиваем,
воспитываем
Литература для детей и родителей:
1.
2.
3.

4.
5.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. –
63с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство АСТ;
Издательство Астрель, 2005. – 63с.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО,
2008. – 96с.
.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3- 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – Москва:
Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с.

Интернет – источники:
Мастер-классы Светланы Викторовны Погодиной | ВКонтакте (vk.com)
Уроки рисования для детей 3-7 лет: бесплатные видео для домашнего обучения
- Все Курсы Онлайн (vse-kursy.com)
Рисование | Обучающее и развлекательное видео для детей (sad-sosenka.ru)

28

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
обучающихся осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных
испытаний в процессе обучения за обучающимися;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- тесты, карты оценки способностей и знаний;
-участие в конкурсах: городских, республиканских, всероссийских.
- открытые занятия.
Оценочные результаты:
- Начальный уровень – ребенок не выполнил задание даже с помощью
взрослого.
- Базовый уровень – ребенок выполнил задание с помощью взрослого.
- Прогрессивный уровень – ребенок выполнил задание самостоятельно.

29

30

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе, методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), промежуточная (январь, февраль), итоговая (май).

Знания. Умения. Навыки.

ФИО, подпись

Сформированность ЗУН
каждого обучающегося в
баллах

Использование ножниц

Использование инструментов

Использование клея

Использование пластических
материалов

Владение
композицией
Использование нетрадиционных
техник

Использование приемов

Ориентировка в пространстве

Уравновешивание композиции

Использование линии горизонта

Владение формой

Выполнение фона

Составление рисунка из точек

Изображение плоских фигур

Использование штриховки

Соединение деталей простым
способом

Использование точки, линии,
пятна

Владение цветом

Соотнесение геометрических
фигур

Выделение геометрических фигур

Создание цветовых композиций

Отображение ощущений через
цвет

Составление растяжки оттенков

Соотнесение цветов

Эмоцион.волевая

Смешение цветов

ФИО
обучающихся

Выделение цветов

№

активность

Наличие интереса

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе «ФАНТАЗИЯ».
Дата проведения диагностики__________________
ИТОГО

Владение художественных
техник

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

ИТОГО

сформированность
ЗУН группы в %
Педагог ДО_________________________

3.2. Методические материалы
Методическаялитератураиметодическиеразработкидляобеспеченияобразоват
ельного процесса (Приложение2):
- планы-конспекты открытых занятий
- сценарии мероприятий
Приложение2
Сценарий открытого занятия и мероприятия
Конспект занятия
Тема «Салют»
Нетрадиционная техника рисования: набрызг.
Цель: развивать воображение и интерес к художественному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
Учить создавать красочную композицию;
Совершенствовать технические навыки;
Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по
предложенному цвету.
Развивающие:
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества;
Расширять знания об окружающей действительности.
Развивающая среда:
листы цветной бумаги тёмных оттенков;
разноцветная гуашь;
салфетки;
кисть щетинная №5;
иллюстрации или рисунки-образцы с изображением салюта.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество,
познание, коммуникация, социализация, безопасность.
Ход интегрированного мероприятия
Педагог: Загадывает детям загадку:
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты.
А на них, то красные, то золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
31

И все улицы под ними
Тоже стали все цветными…..(Салют) .
Педагог проводит беседу с детьми (по какому случаю и в какое время суток
устраивают салют).
Рассматривают фотографии (рисунки, иллюстрации) с изображением
салютов, уточняют форму, цвета.
Педагог демонстрирует показ нанесения салюта на лист бумаги
1. Сначала рисуем тонкие линии.
2. Рисуем огни салюта жёсткой полусухой кистью.
Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку: так же, как
карандаш, тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.
Выполнение упражнения – разминку с кисточкой.
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть! (Движения кистью руки в соответствии с текстом)
А потом, а потом
Кисточка бежит кругом (Кисточку держат вертикально) .
Закрутилась как волчок, (Выполняют тычки)
За тычком идёт тычок! (Без краски на листе бумаги) .
Воспитатель предлагает детям без краски сделать несколько тычков и начать
рисовать салют тычками (кружочки любого размера).
Дети рисуют салют разными цветами.
Педагог: - Молодцы, ребята! Рисовали правильно и аккуратно!
Дети делают анализ своей работы.

Тема «Волшебный лес»
Нетрадиционная техника рисования: печать листьями.
Цель: развитие у детей творческих способностей и умение фантазировать.
Задачи:
Образовательные:
 Учить передавать образ природы, используя нетрадиционную технику
рисования – печатание листьями, развивая при этом стойкий интерес к
изобразительной деятельности. Совершенствовать технические навыки;
 Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по
предложенному цвету.
Развивающие:
 Развивать чувство композиции, ритма, цветовое восприятие,
совершенствовать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
 Воспитывать эстетическое отношение к природе;
 Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
32







Развивающая среда:
панно с иллюстрациями, аудиозаписи;
тарелочки с гуашью разных цветов с губками;
бумага А4;
мягкие кисточки;
влажные салфетки.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество,
познание, коммуникация, социализация, труд.
Ход интегрированного мероприятия
Педагог предлагает детям рассмотреть с ребятами букет осенних листьев.
Педагог: Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в
каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит
прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки –
«веточки». Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа
главная прожилка переходит в черенок — палочку, с помощью
которой листики держатся на веточках. Черенок напоминает ствол.
Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько
необычным способом, в этом нам помогут наши листики — мы будем
ими печатать.
Педагог: Возьмите любой понравившийся листик, покройте его краской
(желтой, красной и т. д.), не оставляя пустых мест и не забывая
окрашивать края. Окрашенной стороной положите листик на чистый
альбомный лист черенком вниз и плотно прижмите его к бумаге,
стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет смазанным. Затем
возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности
бумажного листа. Следующий листочек, покрасьте его в другой цвет и
отпечатайте в другом месте композиции. Листик можно покрыть не
одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двухцветным.
Можно повторно использовать уже окрашенный листик, нанеся на него
другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться
необычный оттенок.
Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, пальчиком педагог
предлагает дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки
листика будут напоминать веточки в цветной кроне.
Итог занятия:
Педагог: Ребята, посмотрите, какой у нас с вами получился волшебный
осенний лес с красивыми деревьями. Это листики-отпечатки, оставив свой
след, помогли нам создать такие необычные деревья.
- Какую технику мы сегодня использовали?
- С помощью чего мы смогли с вами передать красоту природы?

33

3.3. Календарно-тематическое планирование
Приложение 3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД № 60 «РАДУГА»

(МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 60 «Радуга»)

УТВЕРЖДЕН

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом
МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад № 60 «Радуга»

Заведующий МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад № 60 «Радуга»

Протокол № _____
от ___ _________202__ года

_________ / __________________
Приказ № _______
от _____________ 202__года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятий по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе«ФАНТАЗИЯ»
на 2023 /2024 учебный год
Группа №______________________ расписание: ____________________
Педагог: Ващенко Галина Николаевна
Количество часов в неделю - ___ ч /на год – _____ ч
Планирование составлено на основе программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФАНТАЗИЯ»
Тематическое планирование составила Ващенко Г.Н. / ____________________
34

Название объединения__________________ Группа №___________
№
п\п

Название темы занятий

Количество
часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
ИТОГО

______ час

35

Дата по расписанию
По плану

По факту

Форма
Примечание
аттестации
(корректировка)
или контроля

Приложение 4
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ФАНТАЗИЯ»
Дата
внесения
изменений

Внесённые
изменения
(в каком разделе
программы)

На основании /
в соответствии

36

Кем внесены
изменения
(Ф.И.О. подпись)

Приложение 5
Таблица 5
ПЛАН
воспитательной работы художественного кружка «ФАНТАЗИЯ»
МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 60 «Радуга» на 20__/20___ учебный год
№

Название мероприятий

Сроки
проведения

Место
Ответственные за
проведения
подготовку
СЕНТЯБРЬ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

План ВР корректируется ежегодно, в соответствии с планом учреждения.

37

Исполнители

Форма
контроля

Отметка о
выполнении


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».